+7 (800) 301-22-92
Семинары в Москве

Ранняя логопедическая помощь детям с отклонениями в развитии

Преподаватель:
Дата и время проведения:
Стоимость: 4000 ₽

Записаться на семинар

Нажмите кнопку "записаться", чтобы оформить заявку
Семинар уже посетили: 664 слушателей
Оценка семинара:
5

Программа

                    Автор семинара: Григоренко Наталья Юрьевна - к.п.н., доцент, доцент кафедры логопедии института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Программа:

1. Общие вопросы развития коммуникативных навыков у детей первых лет жизни. Закономерности нормотипичного развития и особенности задержки коммуникативного развития у детей первых лет жизни


1.1. Ранний возраст как сензитивный период развития речевой функции ребенка (актуализация проблемы).

Раннее детство – период интенсивного развития психической и речевой сфер; взаимосвязь развития познавательной и речевой деятельности ребенка второго-третьего года жизни. Роль речи в формировании произвольности поведения (в конце второго года жизни). Потребность ребенка в общении как движущая сила при овладении основами речевой коммуникации. Критический период (1-2 года жизни) в развитии речевой функции (в соответствии с периодизацией в работах Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой). Значение ранней диагностики и ранней помощи в работе с детьми с отклонениями в развитии. Пропедевтика отклонений речевого развития у детей раннего возраста.

1.2.      Первый год жизни как подготовительный этап к овладению речью.

 Специфика проявления коммуникативных реакций у ребенка в дословесный период (от рождения до года). Основные этапы формирования доречевых реакций в младенческом возрасте: этап младенческих криков; этап гуления; этап раннего лепета; этап лепетных псевдослов. Возрастные особенности социально-эмоционального развития детей первых лет жизни (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, 1993)  

1.3.  Второй и третий годы жизни – этап овладения активной речью.

Закономерности становления лексических и грамматических умений, фонетик-фонологической компетенции, фразового высказывания. Становление речеязыковых умений в вербальный период (от 1 года до 3 лет). Понятие «кризисов развития» и их влияние на формирование социальной ситуации развития, социального взаимодействия и общения у детей первых лет жизни.

1.4. Формирование невербальных средств общения у детей младенческого и раннего возраста (визуальных средств, оптико-кинестетических средств, невербальных вокальных средств и т.п.)

1.5. Понятие ведущей формы общения и мотивов общения.

Особенности коммуникации детей в рамках ведущей формы общения – ситуативно-личностного общения (с 2 месяцев до 6 месяцев); ситуативно-делового общения (с 6 месяцев до 4-го года жизни); внеситуативно-познавательного общения (с конца 4-го года жизни до 6 лет); внеситуативно-личностного общения (с 7-го года жизни)

1.6.Формирование коммуникативных средств общения в рамках ведущей деятельности

- эмоционального общения со взрослым на 1-ом году жизни;

- предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте;

- игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте

1.7.Специфика проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста

- Понятие задержки доречевого и речевого развития.

- Особенности специфической и неспецифической задержки речевого развития.

- Проявления темповой и устойчивой задержки речевого развития.

- Систематизация проявлений дизонтогенеза речевой деятельности (на основе работ Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой).

- Медико-психолого-педагогическая проблема отграничения темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (на основе работ О.Е. Громовой, Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной и др.).

- Выявление первичности и вторичности речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста.

- Нарушение коммуникативных функций у детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.


2. Выявления недостатков коммуникативного развития у детей младенческого и раннего возраста


2.1.Анализ методик логопедического обследования детей младенческого возраста (в работах К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхиной, С.Ю. Мещеряковой, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, О.Е. Гроовой, О.Г. Приходько, Н.Ю. Григоренко и др.)

2.2.Логопедическое обследование детей второго и третьего года жизни

- Современные подходы к изучению состояния речевой функции у детей раннего возраста (обзор диагностических методик и схем обследования, разработанных О.Е. Громовой, Ю.А. Разенковой, О.Г. Приходько, Г.Н. Соломатиной, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, И.А. Чистович, Г.В. Чиркиной и др.).

- Уровни развития импрессивной и экспрессивной речи детей первых лет жизни (разработки Е.Ф. Архиповой и О.Г. Приходько)

2.3. Проведение логопедического обследования на базе образовательных организаций на современном этапе (Служб ранней помощи, Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, детских садов) в рамках психолого-педагогической диагностики.

2.4.Специфика контингента детей раннего возраста и типология проявлений отклонений в социальной коммуникации у них.

2.5.Специфика отклонений в коммуникативном развитии при различных нозологиях в первые годы жизни

2.6.Особенности организации логопедического обследования детей раннего возраста:

  • Особенности организации и проведения анкетирования родителей

  • Сбор анамнестических данных.

  • Требования к организации логопедического обследования детей раннего возраста.

  • Цель, задачи, основные направления и приемы логопедического обследования детей второго и третьего года жизни.

  • Требования к оформлению отчетной документации по результатам логопедического обследования (заполнению речевой карты) и формулированию логопедического заключения

2.7.Оценка уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с отклонениями в развитии (диагностическая методика Н.Ю. Григоренко)


3. Общие принципы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми первых лет жизни


3.1.Общие принципы работы с детьми первых лет жизни

Ведущая роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский). Социальная среда и роль взрослого – важные факторы познавательного и коммуникативного развития ребенка в первые годы жизни. Необходимое условие формирование коммуникативных умений – создание благоприятного эмоционального фона, стимулирующего ребенка к общению. Расширение объема понимания ребенком обращенной к нему речи окружающих и стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражаний и собственной речевой активности.

3.2.Понятие «материнской речи» или «языка нянь».

Роль материнской речи в становлении вербальных умений и навыков ребенка раннего возраста. Типы поведения матерей детей первых лет жизни в общении с ними (С.Ю. Мещерякова). Основные характеристики «материнской речи» (Е.Е. Ляксо). Специфика организации материнской речи в зависимости от возраста ребенка.

3.3.Этапы развития потребности в общении у ребенка первых лет жизни

Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Нужда в уважительном отношении взрослого. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. 


4. Основные аспекты логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста. Специфика логопедической работы с различными категориями детей с ОВЗ первых лет жизни


4.1. Этапы и основные направления логопедической работы с детьми первого года жизни

Стимуляция рефлексов орального автоматизма. Стимуляция афферентных и коммуникативных функций, формирование и закрепление потребности ребенка в общении со взрослым. Стимуляция компонентов зрительно-моторной координации. Активизация манипулятивных действий ребенка с предметами и игрушками, стимуляция к их исследованию. Стимуляция и поощрение любых голосовых (вокальных) реакций ребенка в общении со взрослым. Активизация системы распознавания сопряжения различных движений и действий с соответствующими словами, обозначающими выполняемые действия. Закрепление связи между словами, обозначающими предметы и конкретными объектами.  Стимуляция лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр.

4.2.Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста

-    Формирование невербальных форм общения

-    Развитие понимания обращенной речи

-    Стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственной речевой активности ребенка

4.3.Приемы логопедической работы с детьми раннего возраста

Развитие слухового внимания и восприятия, формирование компонентов речевого слуха. Логопедический массаж. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Стимуляция воспроизведения ребенком звукоподражаний при работе с сенсорными игрушками. Логопедическая работа с предметными и сюжетными картинками. Стимуляция речи детей в контексте познавательного развития. Стимуляция речи в контексте социального развития детей

4.4.Консультативная помощь логопеда родителям детей первых лет жизни с ОВЗ по формированию их правильного коммуникативного поведения с детьми

4.5.Организация развивающей речевой среды в условиях семейного воспитания детей первых лет жизни с ОВЗ

4.6.Специфика применения в логопедической работе предметов и игрушек.

- Оречевление действий ребенка с предметами и игрушками.

- Принципы подбора игрушек и предметов: яркость, но не пестрота; преимущество основных четырех цветов (синий, красный, зеленый, желтый); парные одинаковые игрушки или предметы; функциональность их применения в бытовых нуждах ребенка.

4.7.Специфика применения в логопедической работе предметных и сюжетных картинок.

- Умение узнавать предметы на картинке – один из видов обобщения, формирующееся в раннем возрасте.

- Перечень изображений на предметных картинках, использующихся в работе с детьми раннего возраста.

- Перечень изображений на сюжетных картинках, использующихся в работе с детьми раннего возраста.

- Методическое пособие О.Г. Приходько, О.В. Юговой.

4.8.Специфика логопедической работы с детьми первых лет с различными нарушениями развития (с ЗРР, ЗПРР, детьми «группы риска» по проявлениям расстройств аутистического спектра)


Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов, родители.


Место проведения: ул. Енисейская, д. 1, стр. 6


Время проведения: 26 февраля (вс) - с 10.00 до 18.00


Стоимость: 4000 руб., для юридических лиц - 6000 руб.

Слушатели, внесшие предоплату до 20 января, получают скидку 25%


По окончании выдается сертификат о повышении квалификации – 16 часов


Зачисление в группу только после внесения предоплаты. Количество мест в группе ограничено.


Справки и запись по телефону: +7 (909) 638-57-85 (Viber, WhatsApp)


Семинар в режиме он-лайн не транслируется.


Целевая аудитория

логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов, родители.

Место проведения

ул. Енисейская, д. 1, стр. 6

Время проведения:

26 Февраль 2023 года (вс) 10:00 до 18:00

Стоимость

4000 руб.*

*для юридических лиц - 6000 руб.

Документ
о повышении квалификации

Контакты для связи

+7 (909) 638-57-85 (Viber/WhatsApp)