Заикание у ребёнка, что делать?
Сегодня поговорим о «свежем» заикании
Причины заикания недостаточно хорошо изучены. Список их постоянно пополняется. А причины эти могут быть предрасполагающими (осложненный анамнез, наследственная предрасположенность, соматическая ослабленность, истощаемость нервной системы и т д) и вызывающие (психологическая травма, психотравмирующая ситуация, изменения в жизни малыша и т. д.)
Советы логопедам специалистам
Специалисту важно знать, что чем раньше проведена консультация с рекомендациями для семьи, тем больше шансов у этой семьи не допустить закрепления запинок в речи ребенка. В этом смысле на логопеда ложится большая ответственность за правильные ориентиры для семьи. Самой эффективной помощь будет в свежем случае заикания, когда не прошло более месяца от момента начала заикания. В этом случае ребенку не нужны срочные логопедические занятия. А важно исключить причины, вызвавшие заикание, или смягчить их воздействие. Помогает выведение ребенка из детского учреждения не менее чем на 3 месяца и жесткое соблюдение общего режима (режим сна, питания, нагрузки). А также изменение речевого режима.
Что делать родителям
Чтобы создать условия для снижения речевой активности ребенка, мама (а с ребенком в это время в идеале должна находиться именно мама!) должна говорить с малышом очень медленно, тихо, выразительно. Избегать диалогов. Больше читать простеньких текстов, понятных ребенку. Смотреть все это время не телевизор, а лучше диафильмы. Хорошо бы на время телевизоры и гаджеты исчезли из жизни ребенка, уступив место спокойным дидактическим и сюжетным играм. Полезны игры на воздухе с водой, песком и легкая физическая нагрузка вне детского коллектива. Все члены семьи должны поддерживать правильный речевой режим и говорить медленно и спокойно. Исключаются все развлекательные мероприятия, гости и общение со сверстниками. Консультация врача невролога обязательна. Его рекомендации выполнять жестко. НЕ ОСУЖДАТЬ при ребенке состояние его речи и не вести разговоров о заикании вообще. НЕ советовать малышу говорить медленно и тем более «не заикаться». Спокойная обстановка и правильное речевое окружение через некоторое время (примерно через месяц) дадут свой результат. Ребенок начнет «отзеркаливать» медленную речь родителей. А при медленной речи значительно повышается порог свободной речи (речи без запинок). На этом этапе полезно петь с малышом, выполнять спокойные дыхательные упражнения. Логопедические занятия в свежем случае заикания могут вызвать фиксацию на речевых проблемах. За ребенком надо наблюдать, создавая режим максимального благоприятствования для правильной речи ребенка.
Если же стаж заикливой речи ребенка составляет два месяца и более, то одних таких мероприятий может оказаться мало. Нужны будут логопедические занятия.